Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

В стихотворении “Родина” Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит “страну рабов, страну господ”, т. е. Россию самодержавно-крепостническую.
“Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он любит:
Проселочным путем люблю скакать в телеге…
и т. д.
Более полного выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта” (Добролюбов).
Высокий патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. В реалистической лирике автор достигает большого художественного мастерства.
Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет выразительность. Присутствуют эпитеты, отражающие душевные переживания, взволнованную речь, насыщенную вопросительными и восклицательными выражениями, применяет развернутые метафоры.
Тема поэта и поэзии в творчестве.
Остро волновавшая тема гражданина-поэта отражается в стихотворениях “Поэт” и “Пророк”. В стихотворении “Поэт” ставиться вопрос о назначении поэта: каков должен быть поэт в современном обществе? Решая этот вопрос, он исходит из декабристских взглядов – борца за общественное благо. Поэт применяет прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то боевое грозное оружие, верно “служившие” наезднику в горах, теперь превратился в ненужную игрушку, золотую, бесславную и безвредную. Так и поэт прежде воспламенявший своим словом для битвы “свое утратил назначение”. Примером истинного поэта для Лермонтова были Рылеев, Пушкин. Они были великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы. Такой поэт был вместе с народом “в дни торжеств и бед”. Такого поэта не видит Лермонтов среди современников.
Стихотворение заканчивается призывом к поэту: проснуться и вновь обрести свое слово. Роль поэта состоит в общественном служении народу. Таков основной смысл стихотворения. Назначение поэзии – “воспламенять борца для битвы”, быть проводником в народные массы “мысли благородных”, передовых идеи.
В стихотворении “Пророк” с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта-пророка, обреченного жить в обществе основанном на социальной неправде, нравственно развращенном. Поэт-гражданин при таком общественном строе вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, его презирают, его изгоняют из городов в пустыню. Лишь на воле природы он находит отдых и успокоение. Люди же относятся к нему со озлоблением, не принимая проповеди любви и правды.
Такова неизбежная трагедия поэта на пике передовых идей, взглядов. В этом трагедия и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.

Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова