Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой

Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой
При создании своего стихотворения “Пророк” (1826) Пушкин обращается к библейской легенде, изложенной в Ветхом Завете. Он использует 6 главу из книги пророка Исайи, в которой рассказывается о встрече земного человека с Богом и о преображении этого человека, превращении его в пророка.
Герой библейской легенды оказывается у трона Господа, где в полной мере ощущает свою греховность. Однако серафим очищает его, прикасаясь к губам Исайи раскаленным углем. После этого герой смог услышать голос Бога.
Исайа просит Господа дать возможность послужить ему – пойти к своему народу и произнести Его волю. В этот момент человек превращается в пророка – истолкователя божьей воли, предсказателя будущего.
Исайа знает о том, что слова его не будут услышаны, потому что народ погряз в грехах. Однако его миссия заключается в том, чтобы, несмотря ни на что, нести слово Божье в надежде, что брошенное им семя прорастет. Ведь только при условии полного очищения народ израильский получит шанс возродиться, не исчезнуть с лица земли.
Как видим, в стихотворении Пушкина есть некоторые переклички с этой легендой. Однако художник использует ее, чтобы развить другую тему – роли поэта и поэзии в жизни общества.
По мнению Пушкина, поэт подобен пророку, цель и смысл его жизни – нести людям божественную истину, которая доступна лишь ему. Серафим, так же, как и в легенде, преображает героя – он открывает ему истинные, невидимые простому глазу, вещи.
Преображение поэта мучительно – Пушкин делает акцент (в отличие от легенды) на физических страданиях своего героя, однако без них невозможно избавление от духовных страданий, поиска смысла жизни (до своего преображения герой находился “на перепутье”).
Цель библейского пророка была в том, чтобы нести слово очищения и преображения людям. Поэт Пушкина призван к другому – он должен “жечь сердца людей”. Что это значит? Мне кажется, что поэт должен обнажать все пороки людей, показывать им их истинное лицо, их недостатки. И, тем самым, обрекать людей на наказание – муки совести, которого те вполне достойны.
Напомним, что “Пророк” был создан Пушкиным в трудный для него период духовного кризиса – после разгрома декабристов, когда поэт разочаровался во власти и обществе. Можно сказать, что данное стихотворение – его ответ на страшные и несправедливые события, происходившие в то время.
Таким образом, в “Пророке” Пушкин опирается на библейскую легенду о превращении человека в пророка, однако развивает и значительно расширяет ее, раскрывая тему роли поэта в обществе, его высшей духовной миссии.

Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой