Школа чистого искусства в российской поэзии

В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция “чистого искусства” или “искусства ради искусства”. Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота – абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души. В эстетике XIX – го века были популярны идеи И. Канта о “независимости суждений вкуса”. Романтики придерживались мнения о свободе вдохновения. А. Пушкин выделял мысль о независимости поэта от мнения толпы. Именно в эпоху романтизма появился термин – “искусство ради искусства”. Одним из первых его употребил Т. Готье.

В 19 веке появляется теория. Основными ее признаками являются: утверждение самостоятельности искусства, его независимость от политики, общественных требований, воспитания.

В России в середине XIX – го века усиление тенденций развития “чистого искусства” объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и “утилитарным” подходам к искусству. Это было наиболее распространено среди последователей романтизма. Подобно “парнасцам” и Т. Готье русские поэты: А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений, и избегали политики. Они противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин.

Ф. Тютчев принадлежит к школе “чистого искусства”, потому что в его лирике ярко отображены идеи этого движения. Хотя у него и есть стихотворения о политики, но они не главные.

Принципы “чистого искусства” были сформулированы А. Дружининым. Поэты этого движения были против идеи служения литературы общественным интересам.

Школа чистого искусства в российской поэзии