“Природа” анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе “Природа” вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в “Вестнике Европы” в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок “Сон”.

Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в “Поездке в Полесье”. На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, где равнодушная природа сияет вечною красой, или прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди “Исландец и природа”, в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы – гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях “Человек к природе” и “Природа к человеку” (1867 и 1871 гг.).

Литературное направление и жанр

Тургенев – основоположник особого жанра “Стихотворений в прозе”, которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. “Природа” напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.

В стихотворении “Природа” происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – природа равнодушна к человеку, он вовсе не ее царь, не любимое ее дитя.

Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в ее глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.

Стихотворение начинается словами “мне снилось” и заканчивается “и я проснулся”. Мотив сна оправдывает необычность сюжета.

Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трех его вопросов и трех ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя. Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.

Тропы и образы

То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зеленой одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка. Зеленый цвет и волна как символ вечного движения – приметы жизни как таковой.

Глаза у женщины темные и грозные (эпитет), а зычный голос подобен лязгу железа (сравнение). В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы – холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.

Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе – благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом (метафора), и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.

Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для ее самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь – одинаково истребляю, дам жизнь – отниму жизнь.

Основное качество Природы в стихотворении – равнодушие: “Не ведаю ни добра, ни зла”, “не мешай мне”. Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им “дойти до возможного совершенства и счастья”.

“Природа” анализ стихотворения в прозе Тургенева