Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой?

План

1. Новаторские приемы Н. В. Гоголя.

2. “Немая сцена” – выразительный художественный прием.

3. Прием паузы.

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая “немая сцена”, которой заканчивается финальная часть комедии “Ревизор”. Чего же хотел добиться автор, завершая произведение немой сценой? Какого эффекта ожидал?

Считается, что немая сцена, завершающая комедию “Ревизор”, была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение неподвижно, статично, но в то же время лица людей, изображенных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность – именно эти свойства были тонко подмечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем. Ведь “Ревизор” – далеко не единственное произведение писателя, в котором есть “немая сцена” (в другом чрезвычайно популярном произведении – повести “Вий” – автор также применяет этот прием). Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить определенную закономерность: прием “омертвения”, своеобразного “окаменения” закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей (например, тех же помещиков в “Мертвых душах”). В “Ревизоре” же немая сцена – это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым. Замирание в выразительной позе (при этом позы всех персонажей отличаются, что подчеркивает их индивидуальные личностные качества) – это настоящая пантомима. Городничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич – все они становятся на какое-то время мимами, актерами в “театре мимики и жеста”. И слова здесь не нужны, может быть даже излишни. Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмоций, чем слова.

Тем более что немая сцена в “Ревизоре” является еще и массовой – все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шокирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что “…приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”.

Гоголь стал первым русским драматургом, использовавшим прием паузы, который после него успешно применяли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы – это один из наиболее часто используемых драматических приемов.

Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой?