Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)

План.
I “Источник чистый вдохновенья”. (Е. А. Баратынский)
II “Союз волшебных звуков, чувств и дум”. (А. С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А. С. Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова.
III “Умение вокруг увидеть красоту”. (М. Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А. С. Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л. Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует “торжественную красу” моря, которая его вдохновляет, в стихотворении “К морю” (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит “скучный, неподвижный брег”, тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, “заливы, и блеск, и тень, и говор волн”. В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении “Осень” (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда “кровь бродит”, когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит “лишь как бы напоить, да освежить себя”; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А. С. Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии “Золотого века”, несомненно, является М. Ю. Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения “На смерть поэта” (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является “Выхожу один я на дорогу” (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы “хотел забыться и заснуть”. Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М. Ю. Лермонтова “Парус” (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который “просит бури”. В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)