Островский Н. А. биография

Николай Алексеевич Островский родился 16 (29) сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии.
Отец Островского, Алексей Иванович, работал солодовщиком на винокуренном заводе. Воевал с турками, участвовал в сражении под Шипкой.
Мать Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.
1913 год – Николай Островский заканчивает с похвальным листом церковно-приходскую школу в родном селе. В школу был взят досрочно, “по причине незаурядных способностей”. Семья вскоре переехала в Шепетовку, где Островский поступает в 2-классное училище. По собственному признанию писателя, образование у него было “низшее”.
1916 год – 12-илетний Островский начинает работать: кубовщиком, на складе, затем помощником кочегара. Через много лет Николай Алексеевич напишет М. Шолохову: “…я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер. Ну, а литератор из меня “хужее”…”.
Несмотря на “низшее” образование, Островский очень любил читать. Он предпочитал романтико-приключенческие романы Ф. Купера, Вальтера Скотта, Жюля Верна, Дюма-отца. Уже взрослым, писатель вспоминал, как, читая по вечерам матери, “сам того не замечая, начинал импровизировать” и на ходу придумывал свой сюжет.
Под влиянием шепетовских марксистов Островский втягивается в подпольную работу и постепенно становится активистом революционного движения в Шепетовке. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимает Октябрьскую революцию с восторгом.
1919 год – Николай Островский вступает в комсомол. В этом же году он добровольцем уходит на фронт с частями Красной армии. Будущий писатель воевал сначала в дивизии Г. И. Котовского, потом в 1-й конной армии С. М. Буденного.
Осень 1920 года – Островский тяжело ранен: в бою под Львовом его вышибло из седла близким шрапнельным взрывом. С ранением и контузией он попадает в госпиталь. После лечения Островский опять просится на фронт, но его демобилизуют. Приходится ехать домой.
После возвращения с войны Островский служит в органах ВЧК и участвует в борьбе против местных банд. Позже в его жизни начинается “этап ударного строительства”: сначала помощником электромонтера в Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги, потом – рабочим на стройке узкоколейной ветки для подвоза дров в Киев. Здесь Островскому удается совершить подвиг, впоследствии стоивший писателю здоровья: пришлось спасать лесосплав, и Николай первым бросился в холодную воду. Результатом подвига стала сильнейшая простуда, ревматизм и заражение тифом.
1923 – 1924 годы – Островский назначен военным комиссаром Всеобуча. Позже отправлен на комсомольскую работу: сначала секретарем райкома комсомола в Берездове и Изъяславле, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке.
1924 год – Островский вступает в ВКП(б).
В этом же году Островский переносит первый приступ окаменения суставов и позвоночника – неизлечимой болезни, которая с того момента начинает прогрессировать и постепенно перерастать в паралич. Островский старается не обращать внимания на свою болезнь, хотя все больше и больше времени ему теперь приходится проводить у врачей. Примерно в это же время Николай решает написать книгу о своем времени. Эту идею поддерживает будущая жена писателя, девятнадцатилетняя Раиса Порфирьевна Мацюк – дочь друзей семьи Островских.
1927 год – болезнь навсегда приковала Островского к постели. Но будущий писатель делает все возможное, чтобы его не забыли: ведет партийно-комсомольский кружок на дому, заочно заканчивает “первый круг” комвуза. О себе Островский пишет: “Физически потерял почти все, остались только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть чем-нибудь полезным…”. Чувствуя, что зрение слабеет, Николай читает сутками, предпочитая книги-воспоминания о Гражданской войне и русскую классику.
Осень 1927 года – Островский начинает заниматься, по его собственному выражению, “писанием”. Первое произведение, “Рожденные бурей”, Островский называл “самым первым вариантом будущей книги “Как закалялась сталь”. Закончив рукопись, автор отправляет ее в Одессу на “проверку фактов” и обсуждение. На обратном пути рукопись утеряна. Для Островского это становится ударом, ведь пропал его “шестимесячный труд”.
Начало 1929 года – Островский полностью теряет зрение и в отчаянии подумывает о самоубийстве.
Конец 1930 года – у Островского наконец, впервые после неудачи 1927 года, появляется новый литературный замысел. Он пишет по ночам, вслепую, с помощью изобретенного им же самим трафарета. Днем родным и друзьям писателя приходится расшифровывать написанное за ночь, а нередко и переписывать под диктовку Островского. Созданная общим трудом рукопись была отослана в Ленинград, но ответа не пришло. Второй экземпляр выслали в издательство ЦК комсомола “Молодая гвардия”. Ответ был неутешителен: “выведенные типы нереальны”. Но Островский добивается повторного рецензирования рукописи в этом же издательстве.
Во второй раз рецензировать роман “Как закалялась сталь” пришлось заместителю редактора издательства М. Колосову и ответственному редактору А. Караваевой. До публикации редакторам приходится (по заданию партии) не просто редактировать рукопись, но и дописывать и даже переписывать ее. Островский отстаивал свое произведение как мог, вплоть до названия (редакторы предлагали озаглавить роман “Павел Корчагин”).
Апрель 1932 года – “Молодая гвардия” начинает публикацию первой части произведения. К юбилею революции первая часть выходит отдельным изданием (ноябрь этого же года), а вскоре появляется отдельное книжное издание второй части.
Роман “Как закалялась сталь” становится невероятно популярным. В библиотеках за ним выстраиваются огромные очереди и вскоре весьма среднее, по сути, произведение превращается в “новое евангелие советской молодежи”… Устраивались коллективные читки и обсуждения; роман издавался 41 раз только при жизни автора. Островский стал героем советского времени, стоящим на одной ступеньке с Чапаевым, Чкаловым, Маяковским… Образ писателя – борца, комсомольца, героя Гражданской войны – постоянно дописывался и идеализировался. Островский между тем мечтал о продолжении романа, и даже название уже было – “Счастье Корчагина”. Задумывалась даже повесть для детей “Детство Павки”.
1935 год – Островский, пятый среди писателей, становится орденоносцем. Правительство строит ему дом на побережье Черного моря, дает квартиру в Москве.
Летом этого же года писатель публично берет на себя обязательство написать новую книгу – “Рожденные бурей”. Новый роман задумывается как произведение о борьбе пролетариата Украины против Польши и одновременно о грядущей борьбе с фашизмом. Рукопись была создана, но автор чувствовал ее искусственность.
15 ноября 1936 года – по настоянию Островского, “Рожденные бурей” обсуждаются на выездном заседании президиума Правления СП (на квартире писателя). То, что новая книга слабее прежней, было очевидно, однако все участники обсуждения в один голос говорили о таланте и профессиональном росте писателя.
22 декабря 1936 года – Николай Алексеевич Островский умирает, едва закончив работу над первой книгой нового произведения. Похоронен в Москве. В день похорон было выпущено первое издание романа, которое рабочие типографии, узнав о смерти писателя, в кратчайшие сроки набрали и напечатали.

ОСТР&;#152;ОВСКИЙ Александр Николаевич [31 марта (12 апреля) 1823, Москва – 2 (14) июня 1886, имение Щелыково, Костромской губернии, русский писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863).
Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов – от охваченных страстью к “деланию денег” своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников (“Свои люди – сочтемся!”, 1849; “Бедность не порок”, 1853; “Доходное место”, 1856; “Гроза”, 1859; “Горячее сердце”, 1868; “Бешеные деньги”, 1869; “Волки и овцы”, 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин (“Бесприданница”, 1878), судьбы людей из актерской среды (“Лес”, 1870; “Таланты и поклонники”, 1881; “Без вины виноватые”, 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах – поэтическая “весенняя сказка” “Снегурочка” (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.
Выбор в пользу драматургии
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.
Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк “Записки замоскворецкого жителя”, первые комедии (пьеса “Семейная картина” была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).
Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия “Банкрут” (“Свои люди – сочтемся”, 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи – дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.
Сквозная тема
Уже в “Банкруте” обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые – в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала “Москвитянин” (редактор М. П. Погодин, сотрудники А. А. Григорьев, Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую “молодую редакцию”, попытался придать журналу новое направление – сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от “старых” славянофилов), а патриархального купечества.
В своих последующих пьесах “Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”, “Не так живи, как хочется” (1852-1855) драматург и попытался отразить поэзию народного быта: “Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим”, – писал он в “москвитянинский” период. В это же время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
Для “москвитянских” пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии “Бедность не порок”, 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты – Любови Гордеевны – с бедным приказчиком Митей). Но эта черта “москвитянинской” драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе “Горячее сердце” (1868). Одновременно Любим – провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.
В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в “Москвитянине” (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского “Современника” (Н. А. Некрасов считал Островского “бесспорно первым драматическим писателем”). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.
“Гроза”
Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада – критическая, обличительная и поэтизирующая – в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского “Гроза” (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров – Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) – по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым “лучом света в темном царстве”) складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее – плоть от плоти патриархального уклада.
Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием “поэзии народной жизни” (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).
Новые герои Островского
Последующий большой период творчества драматурга (1861-1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа – от “Господ Головлевых” М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Толстого и Достоевского. Мощно звучит в комедиях “пореформенных” лет тема “бешеных денег”, рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, “антигерой” пьесы “На всякого мудреца довольно простоты” (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это – Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа – дельца (“Бешеные деньги”, 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян (“Волки и овцы”, 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.
Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия “Лес” (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, – постепенное разорение “дворянских гнезд”, духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства – деклассированный дворянин и провинциальный актер Несчастливцев.
В жанре психологической драмы
Помимо “народной трагедии” (“Гроза”), сатирической комедии (“Лес”), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы (“Бесприданница”, 1878, “Таланты и поклонники”, 1881, “Без вины виноватые”, 1884). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов – это не только “фатальный мужчина”, роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев – не только “маленький человек”, терпящий циничных “хозяев жизни”, но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса – не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей ее среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов (“Бесприданница”). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной (“Таланты и поклонники”): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть “практически подкрепляет” свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой (“Без вины виноватые”) переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы, – пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.
Мифы и история
Особое место в наследии Островского занимает “весенняя сказка” “Снегурочка” (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной “сказки для театра”, в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Обращается драматург и к историческим жанрам – хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории (“Козьма Захарыч Минин-Сухорук”, 1861, 2-я редакция 1866; “Воевода”, 1864, 2-я редакция 1885; “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”, 1866 и др.). Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.
В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни – стенокардии.
Драматург остался в истории русской литературы не просто “Колумбом Замоскворечья”, как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены – это примета истинно народного писателя.

Островский Н. А. биография