Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин.
Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его “Бедная Лиза” стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.
Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья “бедной Лизы”. Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет “бедная” намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь “богатого поселянина”, крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.
Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – “стон времен”, то есть историческое прошлое монастыря, “история нашего отечества”. Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, “неисторического” – с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.
Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой – ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.
Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушенности девушки в общении с юношами (“показала ему цветы и закраснелась”, “удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, – еще более закраснелась”), о ее духовной чистоте, бесхитростности (“мне не надобно лишнего”), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живет).
Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка дает обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому что “любезная дочь весельем своим развеселяла для нее всю натуру”.
Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в “милом друге”. Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.
Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: “Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце давно искало”. Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали ее от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому счастье с этой “милой, любезной” Лизой казалось ему бесконечным.
Но однажды ночью чувства влюбленных накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи все стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали еще более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.
Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: “Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: “У меня есть мать!” – остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине”.
Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для нее (“Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!”), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передает ей “десять империалов”.
Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить свое материальное положение, он с легкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.
Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: “Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?” Или: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?”
Таким образом, повесть Карамзина “Бедная Лиза” и сам образ главной героини – яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”