Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”

Александр Сергеевич Грибоедов остался в истории отечественной литературы как автор пьесы “Горе от ума”. И хотя раньше он уже создавал пьесы (“Студент”, “Молодые супруги”), именно комедия 1824 года сделала его по-настоящему известным. Пожалуй, секрет успеха этого произведения заключается в загадке характера главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Уже не одно поколение русских читателей мучительно ищет ответ на вопрос: как же могло случиться, что остроумный красавец Чацкий стал посмешищем для фамусовского общества?

Когда в сонную тишину дома Фамусова врывается соскучившийся за три года разлуки с Софьей молодой дворянин “Александр Андреич”, любому становится ясно, что он здесь не слишком долгожданный гость. Софья, от которой юноша уехал три года назад без всякого объяснения причин, обижена и уже давно влюблена в секретаря отца Молчалина. Сам Павел Афанасьевич Фамусов с осторожностью расспрашивает его о планах на жизнь, уже через несколько минут вскрикнув с ужасом: “Ах! Боже мой! он карбонари!” И это неудивительно: в обществе, где “тот и славился, чья чаще гнулась шея”, независимость Чацкого с его западноевропейскими взглядами делает его “опасным”.

Зачем тогда Чацкий остается в доме Фамусова? Почему терпит холодность Софьи, нравоучения Фамусова, остроты Скалозуба и откровенные насмешки Молчалина? Ответ прост: ради Софьи. Уехав влюбленным в девочку-подростка, он возвращается с чувством, еще более усиленным разлукой. Но вместо участницы детских забав видит девушку, которая в семнадцать лет “расцвела прелестно”. Его признания слишком трепетны и чересчур стремительны, а “ум с сердцем не в ладу”. Ум подсказывает герою необходимость разрыва с обществом Фамусова, а сердце требует от Софьи взаимности.

Именно поэтому Чацкий, услышав, как Софья защищает Молчалина, и увидев, как она напугана его падением с лошади, не может поверить своим глазам: герой не может взять в толк, как можно полюбить такое ничтожество. Какой смысл вкладывает Чацкий в понятие “любовь”? Прежде всего, искренность и самоотверженность. Почему же Софья не верит в искренность Чацкого? Если вспомнить, что за три года своего отсутствия он ни весточки не прислал, то вполне объяснимо отношение Софьи. Она попросту обиделась, ведь для девушки важно внимание, которое теперь ей уделяет Молчалин: он не позволяет себе “ни слова вольного”, а молча берет ее руку, “к сердцу жмет”, “и так вся ночь проходит”. Современных девушек такой способ ухаживания, скорее всего, насмешит, даже служанка Лиза откровенно хохочет: она-то лучше знает, на что способен двуличный секретарь Фамусова.

Расспрашивая Софью о предмете ее любви, Чацкий пытается заново открыть для себя Молчалина. Может, у него появились достоинства, каких прежде не имелось? Девушка с упоением рассказывает, что он “уступчив, скромен, тих”, а еще не рубит “чужих и вкривь и вкось”. Для Чацкого это потрясение: разве можно такого любить? Он не понимает, что за три года их с Софьей взгляды разошлись, что она жила в фамусовском обществе, культивирующем именно такие ценности. Любовь сделала его слепым, раз он не понимает, что у них разные представления о любви и они вряд ли будут счастливы вместе.

Бывший друг детства уже не требует от Софьи ответных чувств, он пытается понять, какие достоинства Молчалина заставили ее выбрать того, кто “не богат словами”. Только позже, встретив на балу своего сослуживца Платона Михайловича Горича, он поймет, что в этом обществе нужен “муж-мальчик”, “муж-слуга”. Но будет уже поздно: его объявят сумасшедшим. Причем слух пустит сама раздосадованная Софья.

Кто же Чацкий – победитель или побежденный? Оценки русских критиков разошлись. Даже Пушкин в свое время не считал его умным, так как умный человек сразу понимает, с кем имеет дело, и не будет “метать бисер перед Репетиловыми”. В. Белинский считал его просто “крикуном, фразером, идеальным шутом”, ведь нельзя войти в общество и сразу “начать всех ругать в глаза дураками и скотами”.

Пожалуй, самую глубокую оценку дал этому герою И. Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Он доказал, что свой “мильон терзаний” получил каждый герой, и это закономерно, потому что Чацкому удалось нарушить покой фамусовского общества, его благопристойность. Сдернута маска и с Молчалина, и хотя Чацкий был уверен, будто Софья с ним помирится в дальнейшем, что-то все-таки подсказывает, что гордая девушка не простит подлеца. Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века.

Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”