Грушенька – характеристика персонажа

Произведение: Братья Карамазовы

ГРУШЕНЬКА – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880). Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова (в замужестве Тер), которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик. Достоевские принимали участие в судьбе Меньшовой.
Г. Светлова, как и все женщины у Достоевского, не имеет своей личной истории, составляя часть биографии и судьбы других героев. Г. соединяет в своей любви Дмитрия и Алешу, Дмитрия и Федора Павловича. Митя говорит о Г.: “Это царица всех инфернальниц, каких можно только вообразить на свете! В своем роде восторг”. Слова соперницы, Катерины Ивановны, дополняют созданный образ: “Это тигр. Ее нужно плетью, на эшафоте, через палача, при народе”.
Образ грешницы, стоящей на распутье между нравственными угрызениями, связывающими ее с прошлым, и настоящим, к которому призывает новая, чистая любовь, возник у Достоевского еще в повести “Хозяйка” (Катерина). Но в отличие от Катерины Г. находит в себе силы, чтобы порвать с прошлым и соединиться с Митей в любви и страдании. Исследователями творчества Достоевского замечено, что Г. претерпевает в романе метаморфозу, ведущую ее “многогрешную” душу на путь покаяния и нравственного обновления. В этой связи упоминается Мария Египетская, великая грешница и “блудница”, долгим искусом и страданием снискавшая себе венец святости.
Первые рецензенты романа, делая прогнозы о дальнейшем развитии сюжета, отводили Г. существенное место: “Что автор разовьет далее и создаст на подготовленной им почве – неизвестно, но из нескольких обстоятельств можно вывести заключение, что он готовит для читателей ужасную драму, в которой одну из главных ролей придется играть Грушеньке” (“Сын отечества”, 1879, 28 марта).
В неосуществленном продолжении романа, где должна была развернуться судьба Алеши Карамазова, Г. отводилась важная роль. Как записала немецкая исследовательница Н. Гофман в 1889 г. со слов вдовы писателя, Алеша, женившись на Лизе, покидает ее “ради прекрасной грешницы Грушеныси, которая пробуждает в нем карамазовщину” (см. Белов С. Еще одна версия о продолжении “Братьев Карамазовых” // Вопросы литературы. 1971. № 10. С. 254-255).

Грушенька – характеристика персонажа