Философские мотивы лирики С. Есенина

Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, “ходит по мукам” сама русская душа. Исповедальность, “обескура-живающая” откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Свое представление о революции поэт пе-редает образом красного коня (“Сойди, явись нам, красный конь!..”) – образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Все это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне – все это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.
Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил “голубую Русь” миру людей, строящих заводы и фабрики, “природный” мир деревни – механической цивилизации города.
Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям “Русь советская”, “Письмо матери”, “Неуютная жидкая лунность…”, “Каждый труд благослови удача…” и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.
Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как “общего закона” бытия (“Вновь я посетил…”, 1835 г.).
Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни (“…Я не буду больше молодым”) воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с “гулкой ратью”, “розовым конем” зари, пробуждением “пламе-ни”, биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, “свежесть”, “буйство”, “поло-водье”, сменяющиеся “увяданием”, “холодком”, отказом от “желаний”, ощущением “тленности”, потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже “приснившимся”. Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя (“Не жалею, не зову, не плачу…”) совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем “буйстве” березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что “пройдет”, не плачущая о тленности мира. “Общий закон” един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, “вовек” неизменно.
И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.
Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
К лирическому герою “пришло” одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить ее движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.
Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей ее напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность “хва-тить через край”.

Философские мотивы лирики С. Есенина