“Фиеста (И восходит солнце)”, анализ романа Эрнеста Хемингуэя

Роман “Фиеста (И восходит солнце”) был написан Хемингуэем за несколько месяцев. В основу произведения легли реальные события из жизни автора: третье посещение корриды в Памплоне в 1925 году в компании друзей и соперников на сердце леди Дафф Твисден. Последняя стала прототипом главной героини “Фиесты” – леди Брет Эшли.

Возлюбленный леди Твисден, Пэт Гэри превратился в романе в Майкла Кэмпбелла, влюбленный в женщину Гарольд Леб стал Робертом Коном, друг детства писателя, Билл Смит оказался Биллом Готорном, а сам Хемингуэй – главным героем своего произведения – американским журналистом парижского издания, Джейкобом Барнсом.

Молодый матадор, звезда памплонской фиесты, Педро Ромеро получил свое имя в честь знаменитого испанского тореадора XVIII века. Прототипом юного человека стал Каетано Ривера, мастерством которого Хемингуэй восхищался настолько, что хотел написать целую научно-популярную книгу, посвященную испанской корриде. Однако жизнь внесла в планы писателя свои коррективы и оказалась сильнее его любви к кровавому искусству. Она попросилась на страницы художественного романа, который вышел практически сразу после завершения – в 1926 году.

Художественная проблематика “Фиесты” определяется двумя эпиграфами: о потерянном поколении и возвращении всего на круги своя. Главные герои произведения – молодые люди, прошедшие Первую Мировую войну, получившие тяжелые физические ранения и потерявшие моральные жизненные ориентиры.

Центральный персонаж Джейк Барнс – импотент. При всей цельности своего характера и внутренней склонности любить и быть любимым, он не в состоянии дать свой женщине физического удовлетворения ее страсти. Возлюбленная Джейка, обворожительная леди Брет Эшли – в глубине души знает, что по-настоящему любит только главного героя, но каждый раз, когда видит рядом с собой приятного и симпатизирующего ей мужчину, не может удержаться от непродолжительного романа с ним.

Жених Брет, Майкл Кэмпбелл, объясняет ветреность своей подруги тем, что ее первый брак был крайне неудачным. Муж леди Эшли имел серьезные психические отклонения и издевался над ней. Это обстоятельство дало Майклу повод сочувствовать Брет и прощать все измены, ведь в жизни она так видела так мало хорошего. Что касается Джейка, то он не просто прощает Брет, он старается быть ей другом: не навязывается, когда не нужен, оказывается рядом, когда леди Эшли требуется помощь.

Главный герой настолько сильно любит Брет, что способен собственноручно устраивать ее романы – например, с Педро Ромеро, и все ради того, чтобы она была счастлива. При этом ничто не мешает Джейку ревновать Брет к более удачливым соперникам. Так, узнав, что леди Эшли была в Сан-Себастьяне с Робертом Коном, главный герой начинает чувствовать ненависть к бывшему другу. Тем не менее каждый из персонажей, входящих в “кружок Брет”, ощущает внутреннее родство друг с другом за счет принадлежности к тому самому “потерянному поколению”, которое пытается найти себя в бесконечной череде пьянок и развлечений, любовных отношений и поездок по Европе.

Случайный знакомый Брет, граф Миппипопуло, объясняет этот бесконечный бег на месте желанием “хорошо всем наслаждаться” после пережитого. И графу это удается, в отличие от Роберта Кона, который обладает слишком глубокой натурой для поверхностных наслаждений. В самом начале романа Кон уговаривает Джейка поехать с ним в Южную Америку, надеясь на то, что смена места пребывания что-то изменит в его жизни. Главный герой не столь оптимистичен: он точно знает, что “нельзя уйти от самого себя, переезжая с места на место”. По мнению Джейка, “никто никогда не живет полной жизнью, кроме матадоров”, но даже они, как выясняется в ходе дальнейшего повествования, давно отошли от классической школы боя с быком.

Современные матадоры предпочитают работать с животным не напрямую, как это делалось раньше, а отстраненно, всего лишь создавая видимость опасности. Неискушенная в испанской корриде публика не всегда осознает разницу между настоящим и стилизованным искусством боя. Так же и в жизни: большинство предпочитает существовать, не задумываясь о том, насколько честно они это делают.

По мнению Хемингуэя, люди развращаются не только под воздействием стихийных обстоятельства, но и под влиянием других людей. Когда хозяин отеля Монтойя, страстно любящий корриду, спрашивает у Джейка мнения о том, передавать ли Педро Ромеро приглашение от американского посла или нет, главный герой отвечает четко и однозначно: “Нет”. Здесь, как это обычно бывает у Хемингуэя, отсутствует развернутая критика проблемы. Предполагается, что умудренный жизненным опытом читатель все поймет и без лишних объяснений.

Хемингуэй любит говорить кратко о важных вещах. Он избегает подробных описаний и склонен скорее к перечислению вещей и событий, нежели к их многогранному раскрытию. Диалоги между героями “Фиесты” предельно лаконичны и понятны. К примеру, чувства, которые испытывают друг к другу Джейк и Брет, определяются четырьмя простыми фразами:

– Хорошо быть вместе. – Нет. По-моему, ничего хорошего. – Разве ты не хочешь меня видеть? – Я не могу тебя не видеть.

Может быть, именно поэтому все и возвращается на круги своя, ведь когда люди по-настоящему любят друг друга, они рано или поздно оказываются вместе и понимают, что только в этом и есть – счастье.

“Фиеста (И восходит солнце)”, анализ романа Эрнеста Хемингуэя