Духовные вехи Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Пьер Безухов – герой романа-эпопеи Толстого “Война и мир” – максимально близкий автору персонаж. Писатель тщательно освещает путь его нравственных поисков, приводя, в конечном итоге, к счастью и гармонии – к истинному смыслу жизни, по мнению Толстого.
В юности Пьер Безухов смотрит на мир широко открытыми глазами. Герой добр, мягок, застенчив, совершенно не знает “русской” жизни. Пьер не имеет четкого мировоззрения, он видит жизнь глазами других людей – легко поддается чужому влиянию и давлению. Возможно, именно поэтому он, превратившийся после смерти отца в очень богатого человека, становится легкой жертвой семьи Курагиных, а немного позже – членов масонской ложи.
Ища духовного поводыря, некий идеал, к которому нужно стремиться, Безухов обращается к фигуре Наполеона. По мнению героя, этот человек воплощал достижения “великой французской революции” – “свободу, равенство, братство”. Именно Наполеону Безухов стремился подражать во всем.
Толстой подчеркивает, что в погоне за эфемерными идеалами Пьер не замечает настоящей, “близкой” жизни – того, что ежесекундно происходит вокруг него, рядом с ним. Герой презирает все это, как недостойное, мелкое. Однако такой путь развития приводит Пьера к духовному тупику. Толстой показывает, что стремление к индивидуализму, так же, впрочем, как и полное подчинение чужой воле, вредоносны.
Переломным моментом в понимании этого для героя становится Отечественная война 1812 года. Важно, что Пьер не участвовал непосредственно в сражениях. Однако он, стараясь быть сопричастным к нации, к общей беде, “пожертвовал всем” и снарядил на свои деньги ополчение. Кроме того, именно Безухову выпало стать свидетелем Бородинской битвы. Именно на Бородинском поле Пьер осознает другое – свою полную непричастность к жизни народа, а значит, и свою ненужность.
Безухову выпадает испытать плен, физические и душевные мучения, унижения. Но ничто не может сравниться с его душевным кризисом, выйти из которого герою помогает лишь встреча с Платоном Каратаевым. Философия этого простого мужика дала возможность Безухову многое понять, приблизиться к осознанию истинного смысла существования: “”и все это мое, и все это во мне, и все это я”.
По мнению Толстого, жизнь как процесс состоит из поиска ответов на “духовные вопросы”: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?”. Духовный путь Пьера Безухова, представленный в романе, является подтверждением этой мысли.
В конце романа мы видим кардинально другого Пьера – обладающего собственным мировоззрением и “выстраданной” системой ценностей, развитие которых Толстой, возможно, видит в последующем “декабризме” героя.

Духовные вехи Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)