“Чудик”, анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ “Чудик”, по классификации Шукшина, относится к типу “рассказ-судьба”. Чудик – это определенный образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя. В сюжете рассказа, в коротком эпизоде просматривается целая жизнь. Читатель угадывает и прошлое, и будущее героя.

Проблематика

В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема – отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что “в деревне люди лучше, незаносистее”. Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трех степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять ее на городскую.

Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовется Чудик. Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово “чудик” стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними все время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчеркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика “весело и остроумно” сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублевая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребенок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолете вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он ее грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – “взрослый человек. Не в детсаде”. Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поет (с ее точки зрения – орет): “Вы ж не на вокзале”. Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, “что все дивились”.

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: “Когда его ненавидели, ему было очень больно”. Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьей в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она ее понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Ее карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на “пианинах” и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, ее делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа – путешествие Чудика к брату, с которым не виделся 12 лет, в город на Урале. Путешествие сопряжено со многими опасностями, герой переживает приключения: он теряет деньги и вынужден вернуться обратно за новыми, самолет садится на картофельное поле с риском для жизни пассажиров. Судьба будто противится Чудику, и не случайно. Все путешествие Чудик ощущает себя ничтожеством, несколько раз вслух задает себе вопрос: “Почему же я такой есть-то?” Это вопрос о смысле жизни: почему герой отличается от других и как ему жить в мире с другими людьми?

Рассказ состоит из трех частей. В первой герою приходит в голову мысль проведать брата. Вторая часть – собственно путешествие (автобус – поезд – самолет – дом брата).

Третья часть – решение вернуться домой и само возвращение. Герой испытывает огромное счастье от того, что приезжает в привычную среду, где он чувствует себя не чудиком, а полезным и нужным человеком, умеющим трудиться: он перекрыл в доме крышу и построил веранду, работает в деревне киномехаником.

Имя главного героя и его профессия возникают в последнем абзаце рассказа, после описания особенно “деревенского” и “детского” поступка: Чудик вернулся домой и побежал босиком, сняв ботинки под дождем.

Сюжет рассказа, если опустить бытовые подробности, соответствует фольклорному сюжету сказки “Что муж ни сделает – то и хорошо”. Мужик меняет имущество с убытком для себя, оставаясь ни с чем, но жена рада, что он пришел домой живым и здоровым. Читатель покидает героя как раз в тот момент, когда он подходит к дому. Можно предполагать, что жена встретит его, как жена из сказки, но финал рассказа открытый. А вот жена брата Дмитрия не похожа на сказочную.

Стилистические особенности

В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха “не злые, а психи”.

Сместив точку зрения в сторону восприятия детского или чудного, Шукшин побуждает читателя задать себе вопрос, ничего ли он сам не упускает в жизни.

“Чудик”, анализ рассказа Шукшина