“Что такое хорошо и что такое плохо” анализ стихотворения Маяковского

Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца осознано лишь в контрасте со злом, черное – с белым. Так уж повелось в литературе, что именно на контрасте построены многие произведения. Поэтому возникли герои-антиподы, т. е. противопоставленные друг другу, появился прием антитезы, в котором для выразительности резко противопоставлены противоположные понятия, мысли или черты характера героев.

Очевидно, что для ребенка уже с малых лет важно знать, что такое хорошо и что такое плохо. Владимир Маяковский не был детским писателем, он был, скорее, глашатаем революции и новой республики. Но ближе к концу жизни написал несколько стихотворений для детей, самыми известными из которых стали “Кем быть?” и “Что такое хорошо и что такое плохо?” . Об анализе второго из них и пойдет речь далее.

Видимо, чтобы вызвать доверие у юного читателя, автор препоручает рассказ о правилах поведения некоему отцу-рассказчику, к которому и пришел “крошка-сын” . Прием довольно хорошо известный: еще Михаил Лермонтов в стихотворении “Бородино” рассказ о событиях Отечественной войны 1812 года вложил в уста старого солдата, ведь автор, как известно, родился через два года после войны, а значит, не мог сам достоверно поведать читателю о таком сражении.

Далее все стихотворение строится по принципу “это хорошо, а это плохо” – по сути, раскрываются нравственные представления о добре и зле. Удивительно, что слова “хорошо” или “плохо” используются поочередно в каждом четверостишии, но это не вызывает ощущения однообразного повтора. Кроме того, необходимо отметить, что мораль – это все-таки нечто отвлеченное, что взрослому-то не до конца ясно, а уж ребенку подавно. Поэтому перед автором стояла задача раскрыть эту самую мораль с помощью конкретных образов, близких к имеющемуся у детей жизненному опыту.

Уже начало стихотворения с помощью аллитерации, т. е. подбора взрывных согласных “г” и “р” имитирует начинающуюся грозу – время, не подходящее для прогулок. А дальше рассказик-отец, приводя в пример сначала хорошего, а потом плохого мальчика, на их противопоставлении ясно дает понять, кто их них поступает правильно, а кто нет.

Понятное дело, что если “сын чернее ночи” или “в грязь залез и рад” , то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог будущего здоровья ребенка. А если “мальчик любит мыло и зубной порошок” , а “также чистит валенки и моет сам калоши” , то “он хотя и маленький, но вполне хороший” . Осуждается, конечно, и бездельник, который “порвал подряд книжицу и мячик” . А вот

Если мальчик любит труд, Тычет в книжку пальчик, Про такого пишут тут: Он хороший мальчик.

А еще хороший мальчик не должен быть “дрянным мальчишкой” , который бьет слабого, или “просто трусом” , заохавшим по пустяковому поводу. Нет, по мысли автора, мальчик, “хоть и сам с вершок” , должен быть храбрым, ведь в жизни это пригодится.

Интересно, что во всех стихах Владимира Маяковского есть приметы советского времени. Безусловно, самой яркой стал “серпастый и молоткастый” советский паспорт. Но вместе с советским прошлым канул в Лету и советский паспорт, и “коммунистическое далеко” , и много всего такого, что создавало славу нашему государству, ставшему первым “лагерем социализма в отдельно взятой стране”. Стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо?” лишь вскользь упоминает октябрят, которые и называют отрицательного героя “плоховатым мальчиком” .

Наверное, трудно объяснить современному ребенку, кто такие были октябрята. Зато с помощью этого стихотворения очень просто объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях. Ведь недаром в конце произведения “мальчик радостный пошел” , и решила кроха:

“Буду делать хорошо И не буду – плохо”.

“Что такое хорошо и что такое плохо” анализ стихотворения Маяковского