Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Зимняя ночь”

Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” – проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем – проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи.
Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это – описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, “психологически нагруженных” лексических средств:
Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.
Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы – “на земле зима”. Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию.
Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что “спать услал ученика”.
Герой стремится спрятаться, “укутаться” в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее:
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой – одно.
Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог:
Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар – исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.
Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину “зимней ночи” в его душе. Лирический герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть.
Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что “тот удар – исток всего”. Этот “удар” свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует.
О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы.
А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, “зализывать свои раны”.
В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой “окрашивает” зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние:
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж (“Вмерзшие бутылки голых, черных льдин”, “на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым”), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания лирического героя.
Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю драму лирического героя.
Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: “Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал”; “дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал”; “Булки фонарей и пышки крыш”; “Вмерзшие бутылки голых, черных льдин”, “Булки фонарей, и на трубе…Потонувший в перьях нелюдимый дым”.
Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении.
Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс (“Но – наглухо портьеру”); обращения (“Память, не ершись!”); анафора (“Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал”); неполные предложения (“и черным По белу в снегу – косяк особняка”) и т. д.
Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь “царят” черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Зимняя ночь”